Телескоп на дне моря охотится за нейтрино

Ученые строят телескоп нового поколения в очень необычном месте: на дне Средиземного Моря. Он не будет искать далекие звезды или галактикы, а станет охотится на нейтрино, которые считаются одними из самых неуловимых частиц во вселенной.

Нейтрино – это элементарные частицы, обладающие нулевым электрическим зарядом и близкой к нулю массой покоя. Они настолько необычные, что могут пройти через все объекты, которые состоят из видимой материи, и не вызывают никакого взаимодействия. Поэтому необходимо строительство интеллектуальных детекторов для их поимки, т.е. нейтринного телескопа.

— Нейтрино очень редко вступают во взаимодействие, однако, когда нейтрино попадает в воду, генерирует луч света, который телескоп KM3NeT в состоянии обнаружить. Подводный телескоп бомбардируется миллионами различных частиц, но только нейтрино могут пройти сквозь Землю и достичь детектора, — сказал д-р Джеймс Клэнси из Австралии.

KM3NeT в настоящее время возводится в двух местах с потенциальным расширением на третье место. Одно из местоположений, объект расположенный у берегов Французской Ривьеры и будет в основном изучать «местные» нейтрино, а второй детектор, расположенный у берегов Сицилии.

Первая фаза строительства телескопа заключается в размещении 30 блоков обнаружения на дне моря, каждая из которых – это комбинация из 18 детекторов. Эти инструменты могут регистрировать вспышки света, производимые нейтрино, входящие во взаимодействие с морской водой. Несмотря на то, что строительство KM3NeT все еще продолжается, детекторы уже собирают данные.